«Что это значит — нет биографии?..» А ведь и правда — нет! Предвижу возражения: а как же книга о Ростроповиче Софьи Хентовой 1993 года или фолиант «Слава и Галина: симфония жизни» Тамары Грум-Гржимайло (2007)? И все же при обилии фактов, записей, интервью, воспоминаний, разного рода свидетельств трудно найти издание, фундаментально исследующее творчество каждого из этих великих артистов. Первая попытка такого постижения — великолепная книга Элизабет Уилсон, ученицы Ростроповича в 1964–1971 годах, дочери английского дипломата, посла Великобритании в СССР в 1968–1971 годах сэра Арчибальда Дункана Уилсона. Английское издание (с подзаголовком «Виолончелист. Учитель. Легенда») вышло в 2007-м, русское (в переводе К. Савельева) — в 2011 году. Предмет исследования — советский период творчества Ростроповича, и некоторые недостатки и неточности не отменяют главного: перед нами потрясающее исследование новизны искусства Ростроповича! А лучшей книгой о Вишневской пока остаются ее собственные, несколько раз переизданные мемуары «Галина. История жизни». Впервые они вышли на английском (1984), а через год и на русском языке (Париж); первая публикация на Родине — 1991 год. В этих написанных по горячим следам воспоминаниях заострены оценки и оттенки, иногда сгущены краски. Совершенно очевидно, что в период перестройки книга Вишневской стала (вольно или невольно) одним
из знамен идеологического противостояния. Тем не менее и в XXI веке она все еще откроет многим читателям и масштаб обеих фигур, и сложность, противоречивость, трагичность эпохи.
Михаил Сегельман