Удивительным образом школа Кондакова пережила 1917 год, заставший Никодима Павловича в любимой Одессе, из которой он перебрался в не менее любимую Ялту, потом — обратно в Одессу. Отсюда в 1920 году он бежит в Константинополь, а затем в Софию в связи с приходом красных. Ему кажется, что жизнь кончена. Мир рухнул, приемный младший сын, белый офицер, убит собственными солдатами в 1919 году, бушует кровавая Гражданская война, где нет места для науки и занятий искусством. Именно в то время, подводя итоги, он начал писать свои мемуары, известные под названием «Воспоминания и думы» и вышедшие уже после его смерти.
Тогда Кондаков не знал, что всегда благоволившая судьба приготовила ему еще несколько лет полноценной творческой жизни. В 1922 году его бывший студент Т. Масарик, ставший президентом новообразованной Чехословакии, возникшей на руинах Австро-Венгерской империи, приглашает Кондакова в Прагу в качестве профессора Карлова университета и позволяет создать своего рода эмигрантский институт из его учеников и последователей. Эти ученики продолжали работать и после смерти Кондакова в 1925 году, занимаясь как изданием его трудов, в частности книги «Русская икона», так и собственными исследованиями. Они создали в Праге Семинар имени Н.П. Кондакова, который с 1931 года был преобразован в Археологический институт имени Н.П. Кондакова. Институт занимался активной научной деятельностью до Второй мировой войны, а его периодическое издание Seminarium Kondakovianum стало в эту эпоху одним из главных научных журналов по проблематике позднеантичной и византийского культуры, в котором считали за честь публиковаться ведущие ученые мира. Благодарные ученики не только создали живой и самый лучший памятник Учителю, но и вызвали к жизни едва ли не самое значимое научное явление русского зарубежья.
Алексей Лидов