Ученый деятельно разрабатывал концепцию культурного взаимодействия славянского и туранского миров, в составе последнего он видел естественных соседей славян: угро-финнов, самоедов, тюрок, монголов и маньчжуров. Для построения империи одного наследия домонгольской Руси, по мнению Трубецкого, было бы недостаточно. Русь и ее соседи находились в едином геоклиматическом пространстве (Трубецкой употреблял термин «месторазвитие»), включающем Великую степь от Тихого океана до Дуная. В конечном счете, вопрос политического единства на этом пространстве был решен Чингисханом. В этом смысле он стал наследником славяно-туранского мира. Монгольское влияние на русскую историю было плодотворным, потому что имело под собой многовековую основу. Русское государство, а затем и СССР унаследовали эту традицию. Почерпнув идею единовластия, русские, в свою очередь, пропитали ее духовными ценностями христианства.
Трубецкой рассматривал петровскую европеизацию как противоречивое явление: необходимое заимствование технических новшеств сочеталось с нравственной деградацией, культурным разделением элиты и народа. Этот раскол в «антинациональной империи» и спровоцировал революцию. Главной проблемой СССР была его космополитическая идеология — порождение романо-германского мира, поскольку она рассматривала евразийскую цивилизацию как периферийную. При этом развитие русского (в узком, этническом смысле слова) национализма, как и любого другого, в СССР тоже несло бы опасность распада единой государственности. Трубецкой сформулировал идею многополярного мира, создал теорию идеократии, учение о правящем отборе в государстве. По мнению Трубецкого, евразийскому миру свойственны собственные ценности: верность, преданность, стойкость, что характерно для воина и кочевника. Важной особенностью евразийского склада, как отмечал ученый, была веротерпимость.