Вряд ли можно найти среди композиторов первой половины XX века музыканта, столь же непохожего на кого бы то ни было, как Николай Карлович Метнер. Все, что им создано, говорит о личности необыкновенно углубленной, цельной, творческой. Фортепиано, камерный ансамбль, песня (романс) — вот, пожалуй, области творчества, за рамки которых композитор предпочитал не выходить. Такое самоограничение, отсутствие в его музыке внешней живописности, как отмечал Н.Я. Мясковский, говорит о том, что Метнера всегда интересовала суть музыки, ее философия, ее серьезный и правдивый разговор со слушателем. Музыке композитора свойственна камерность. Об этом свидетельствуют не только жанры, к которым он обращался на протяжении всей жизни, но и сам музыкальный язык Метнера: интонационно емкий, ясный и одновременно многослойный. Его произведения несут состояние внутренней сосредоточенности, философско-концептуального взгляда на музыку.
Н.К. Метнер был не только самобытнейшим композитором, но и прекрасным исполнителем-пианистом. Он блестяще окончил Московскую консерваторию (куда поступил в возрасте 12 лет). Конечно, Метнер по-особому, как автор, исполнял свои сочинения (в Англии, Франции, Америке), но также часто включал в свою программу и произведения горячо любимых им Бетховена и Шумана. Уже к 1910–1920 годам имя Н.К. Метнера как пианиста было хорошо известно в среде культурной интеллигенции столицы. Он покидал Россию уже как признанный композитор и прекрасный пианист.