Отец, сын и дух Православия
Николай Онуфриевич Лосский
(1870–1965)

Владимир Николаевич Лосский
(1903–1958)
В сутолоке городской жизни

В 1920-е годы после высылки из СССР Лосские обосновались в Праге. Период пребывания в столице Чехословакии стал одним из наиболее плодотворных для Н.О. Лосского и его старшего сына
ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ
24 ноября (6 декабря) 1870 г. — родился в местечке Креславка Динабургского уезда Витебской губернии
1887 г. — исключен из гимназии за пропаганду атеизма и социализма
1888 г. — уехал за границу
1889 г. — окончил историко-филологический факультет Петербургского университета
1907 г. — доктор философии
1922 г. — выслан из РСФСР; эмигрировал в Прагу
1945 г. — преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте (Париж)
1946 г. — переехал в США
1947–1950 гг. — преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк)
24 января 1965 г. — скончался в Париже в Русском доме в предместье Сент-Женевьев-де-Буа

Н.О. Лосский. 1940-е гг.

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
26 мая (8 июня) 1903 г. — родился в Геттингене (Германия)
1920–1922 гг. — обучался в Петроградском университете
1922 г. — эмигрировал из РСФСР
1924–1927 гг. — обучался в Сорбонне (Париж)
С 1925 г. — член Свято-Фотиевского братства
1936 г. — публикация книги «Спор о Софии»
1940–1944 гг. — участие во французском Сопротивлении
1945–1953 гг. — декан Православного института Св. Дионисия (Париж)
1956 г. — визит в СССР
7 февраля 1958 г. — скоропостижно скончался от сердечного приступа в Париже; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

В.Н. Лосский. Франция. 1950-е гг.

Осень 1898 года в Петербурге. В туманной мгле еле различимы здания, экипажи, люди. По Гороховой улице в извозчичьей пролетке едут два молодых хорошо одетых господина. Один из них, тот, что ниже ростом, коренастый с небольшой бородкой, вдруг, ни к кому не обращаясь, говорит отчетливо и убежденно: «Все имманентно всему!» Сидящий с ним рядом мужчина с недоумением оборачивается, и немой вопрос застывает у него на губах…

Так описывал свое научное озарение спустя 40 лет философ Николай Лосский. В своих воспоминаниях он признавался: «Я сразу почувствовал, что загадка решена, что разработка этой идеи даст ответ на все вопросы, волнующие меня <…> С тех пор идея всепроникающего мирового единства стала руководящей моей мыслью. Разработка ее привела меня в гносеологии к интуитивизму, в метафизике — к органическому мировоззрению».
Н.О. Лосский. 1890-е гг.
Николай Онуфриевич Лосский родился 24 ноября (6 декабря) 1870 года в небольшом местечке Креславка Витебской губернии (сейчас этот населенный пункт находится в Латвии). Его отец служил лесничим, а через два года после рождения сына стал становым приставом в Дагде той же Витебской губернии. Дворянские предки Лосских по отцовской линии переселились в Россию из Польши, но документы о благородном происхождении их затерялись, и родители будущего ученого и философа вели жизнь мелких служащих. Мать Николая была полькой, да и в роду отца преобладали польские корни, но традиции семьи были чисто русскими, патриархальными, православными.

Семья Лосских была большая (Николай — восьмой из 15 детей), однако, несмотря на стесненные жизненные условия и невзгоды (отец умер, когда Николаю не исполнилось и 11 лет), детей готовили к получению высшего образования. В 1881 году Николай начал учиться в классической гимназии в Витебске в числе бедных пансионеров. Успевал он неплохо, хотя и жаловался на рутину преподавания. Мальчиком он был впечатлительным и деликатным, так что отношения с товарищами у него не складывались (в течение двух лет он не общался со своими однокашниками). «Среди своих товарищей я жил в полном одиночестве, которое тяжело угнетало меня своею крайней ненормальностью», — признавался он впоследствии. Неудивительно, что юноша с тонкой душевной организацией стал восприимчивым к микробам революционной пропаганды. «Начиная с пятого класса, я стал переживать душевный кризис <…> Несправедливости нашего политического строя стали привлекать к себе мое внимание.
Их было особенно много у нас в Белоруссии, где поляки и евреи подвергались различным стеснениям. Некоторые мелочи были так грубы, что не могли остаться незамеченными и не вызвать возмущения, которое подготовляло почву для дальнейшей критики всего строя», — писал Лосский в автобиографии.
«В разработке своего миропонимания я подвигался вперед чрезвычайно медленно. Моему уму присуща была склонность к эмпиризму и вместе с тем к рационализму. <…> Идеалом для меня были такие философы, как Декарт или Юм, которые начинают свою систему учений абсолютно сначала, стремясь не опираться ни на какие предвзятые учения и предпосылки, но исходя из несомненно достоверного факта».

Н.О. Лосский. «Воспоминания.

Жизнь и философский путь» (1938 г.)

Все эти обстоятельства привели юношу к безверию, а в 1887 году и к исключению из гимназии с «волчьим билетом». Он решил продолжить учебу за границей. Для этого Николай нелегально выехал в Цюрих, где познакомился с работами Плеханова, Бакунина, Герцена, Лассаля и других радикалов. Но вскоре понял, что эти увлечения не дадут ему возможности окончить обучение, поэтому переехал в Берн, где поступил на философский факультет университета. Денег на учебу не было. Начались мучительные скитания неудавшегося студента. Судьба забросила Лосского в Алжир, где он завербовался в солдаты, потом чудом избавился от этой напасти. В результате летом 1889 года пешком, в одежде с чужого плеча он вернулся в Витебск.
«Большевистская деспотия более многостороння и придирчива, чем деспотия какого-нибудь негритянского царька. Клевета и убийства применяются в самых широких размерах. В большевистском строе нет ни малейшей свободы совести <…> никакой свободы мысли, свободы печати, правовых гарантий, защищающих личность от произвола; эксплуатация трудящихся государством доведена до такой степени, какой и не снилось капиталисту в буржуазном строе».

Н.О. Лосский. «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953 г.)

Надо было начинать все заново. Лосский отправился в Петербург, надеясь заработать там средства для продолжения учебы за границей. Но в столице он попал в дом своего дальнего родственника, успешного присяжного поверенного, который помог ему продолжить обучение в России. После окончания выпускного класса в гимназии Лосский поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Там он занимался физиологией под руководством выдающегося ученого Петра Лесгафта. Постепенно Лосский понял, что его призвание — философия. Одновременно с окончанием курса естественных наук он начал обучение на первом курсе историко-филологического факультета, где слушал лекции приверженца неокантианства А.И. Введенского и неолейбнианца А.А. Козлова.
В 1896 году Лосский познакомился с выдающимся мыслителем Владимиром Соловьевым, который убедил его заняться переводами классика немецкой философии Канта. Молодой ученый взялся за этот неподъемный труд и в результате перевел на русский язык сложнейший во всей европейской философии трактат Канта «Критика чистого разума». Этим переводом, впервые изданном в 1907 году (советское издание с небольшими исправлениями вышло в 1964 году), мы пользуемся и по сей день.

К окончанию университетского курса Лосским были продуманы основные идеи его оригинальной философской системы. Именно в это время случилось с ним «озарение на Гороховой улице», которое он считал важнейшим событием в своей творческой жизни. Предоставленную заграничную командировку после завершения университетского курса Лосский использовал для написания магистерской диссертации по философии. Осень 1901 года он провел в Страсбурге у неокантианца В. Виндельбанда, весной следующего года работал Лейпцигском психологическом институте В. Вундта, лето 1903 года прожил в университетском городе Геттингене, где родился его старший сын Владимир (всего у Лосских было трое сыновей и одна дочь, умершая от дифтерита осенью страшного 1918 года).

Возвратившись в Петербург, Лосский защитил магистерскую диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» и приступил к систематическому изложению своей философской системы, которую он назвал «интуитивизмом». Первый вариант работы «Обоснование мистического эмпиризма» был опубликован в журнальном варианте в 1904–1905 годах, затем она вышла тремя изданиями на русском, затем в переводах на немецкий и английский языки. Эта книга вызвала неподдельный интерес среди философов и сделала Лосского известной фигурой среди тогдашних интеллектуалов-гуманитариев. Его друг и оппонент С.Л. Франк считал, что именно с этой работы Лосского «возникает специфически русская научно-систематическая философская школа».
«Священник обращается к грешнику нереальному, обобщенному, потому что ему <…> чаще ведомы только грехи абстрактные и безличностные. Старец же всегда обращен к человеческой личности с ее единственно неповторимой судьбой <…> В силу особого дара он видит каждого человека, каким видит его Господь, и старается ему помочь <…>, не насилуя его воли, его внутренний смысл, чтобы освобожденная от своих сокрытых пут человеческая личность могла раскрыться в благодати».

В.Н. Лосский. Из статьи «Оптинские старцы» (1977 г.)

С этого периода начинается активная научная и педагогическая деятельность Николая Онуфриевича. Он защитил докторскую диссертацию по философии, выпустил в свет трактаты «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918), преподавал в Петербургском университете, а также в частной женской гимназии М.Н. Стоюниной. Известный педагог и общественный деятель, Стоюнина была тещей Лосского. С ее дочерью, Людмилой Владимировной, он прожил в счастливом браке много лет (она скончалась в начале 1943 года).
Лосский избегал общественной деятельности, шумных собраний и многолюдных диспутов. По своему темпераменту он был кабинетным ученым и академическим преподавателем. Но во время революции 1905 года он вступил в партию кадетов, стал председателем петербургского Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов.

Начало войны 1914 года застало Лосских на курорте в Швеции. С трудом перебравшись в Петербург, Николай Онуфриевич погрузился в ежедневные дела, также занимаясь вместе с семьей, гимназическими преподавателями и ученицами благотворительностью для нужд фронта. Февральскую революцию 1917 года Лосский встретил настороженно. Он издал брошюру «Чего хочет партия народной свободы (конституционно-демократическая)?» и статью «О социализме», где изложил свои политические воззрения. Он был сторонником умеренной демократии и врагом всякого радикализма. Лосского привлекали те политические силы, которые выступали за медленный эволюционный путь социального развития, за культурную работу в массах. Высшую цель для России он видел «в сложном общественном строе, сочетающем в себе <…> осуществимые стороны социалистического идеала с ценными сторонами индивидуального (частного) хозяйствования».

Пять лет, проведенные Лосским в революционном Петрограде, были истрачены на изматывающее выживание. Но было одно обстоятельство, примирившее философа с его участью: в те годы он вернулся в Православную церковь, став опять, как и в детстве, глубоко верующим христианином.
Семейное фото в Збраславе. Слева направо: Лосская Людмила Владимировна, Лосский Борис Николаевич, Стоюнина Мария Николаевна, Лосский Владимир Николаевич, Лосский Николай Онуфриевич, Лосский Андрей Николаевич. После 1922 г.
В 1921 году возобновило свою деятельность Петербургское философское общество. Редакторами его нового журнала «Мысль» были избраны специалист по Аристотелю Э.Л. Радлов и Лосский. Но выпустить они успели всего три номера, набор четвертого был рассыпан по указанию советской цензуры, а вскоре Лосский был уволен из университета «за идеализм» и как «контрреволюционный элемент». В середине августа 1922 года он был арестован Петроградской ЧК, в ноябре вместе с другими представителями русской интеллектуальной элиты выслан в Германию.

Из Берлина Лосский вместе с семьей и близкими людьми перебрался в Прагу. В этот период Николай Онуфриевич преподавал в Русском институте, участвовал во многих конференциях, ездил по Западной и Восточной Европе, встречался с философами и деятелями русского зарубежья. Но, главное, он хотел завершить свою философскую систему.
Ее основанием стала гносеология (то есть теория познания) интуитивизма. Лосский полагал, что мир есть органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я, есть сверхвременное и сверхпространственное существо, имманентно (то есть внутренне) связанное со всем миром. Субъект относится ко всем существам всего мира благодаря некоей интуиции. Для того чтобы предмет был не только связан с субъектом на уровне интуиции, но стал опознанным, субъект должен направить на предмет познавательные и волевые психические акты. Из состава предмета человек познает только бесконечно малую часть его. Но в своей совокупности люди могут охватить своим познанием гораздо больше, чем отдельный индивид. Таковы субстанциальные деятели: будучи носителями творческой силы, они совершают «реальные процессы» и оформляют их сообразно отвлеченным идеям.

В эмиграции интересы Лосского сместились от теоретической философии к этике, религиозно-нравственным проблемам. Свою этическую систему он называл «христианской теономной этикой любви». В Праге он также систематически занялся историей русской философии. В 1923 году в Лондоне читал лекции, посвященные Владимиру Соловьеву и его последователям, потом разрабатывал университетский курс, изложенный уже после Второй мировой войны в книге «История русской философии». Его привлекало творчество и мировоззрение Достоевского («Достоевский и христианское миропонимание», 1953).
Н.О. Лосский (сидит 1-й слева) среди коллег РНУ. Прага. 1920-е гг.
Экономический кризис 1929 года, нарастание антиэмигрантских настроений в Праге, наконец, нацистская оккупация Чехословакии сделали пребывание Лосского в этой стране невыносимым. В конце 1941 года он прибыл в Братиславу, чтобы преподавать там в университете. После занятия этого города советскими войсками Лосский переехал в Париж, затем — в США к младшему сыну Андрею. Он жил в Нью-Хейвене, работал над книгами и статьями в библиотеке Йельского университета. В 1947–1950 годах старый профессор преподавал в православной духовной академии Св. Владимира в Нью-Йорке. Здесь завершилась его полувековая преподавательская деятельность. Два события нанесли ему незаживающие раны — уход из жизни его жены и старшего сына.

Скончался Лосский в Русском доме под Парижем в возрасте 94 лет. Похоронили его рядом, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его могиле был водружен крест с резным распятием, образом Николая Чудотворца и надписью «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».
…В конце 1935 года, находясь в Праге, Николай Онуфриевич Лосский получил письмо из Парижа. Это было послание его сына Владимира. В нем рассказывалось об одном воскресном диспуте, происходившем на Монпарнасе, в эмигрантской Религиозно-философской академии. Тема диспута была сформулирована туманно — «О свободе мысли в Церкви», хотя все причастные к этому событию понимали, о чем идет речь. На этом собрании должно было обсуждаться положение, сложившееся вокруг знаменитого и авторитетного протоиерея Сергия Булгакова, точнее, его богословского труда «Агнец Божий», основные идеи которого были осуждены указом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), находившегося в Москве и считавшегося в эмигрантских кругах «предателем». Какое отношение ко всему этому имел малоизвестный тогда молодой историк и богослов Владимир Лосский? Да самое непосредственное! Указ митрополита Сергия основывался на докладе, написанном Владимиром и содержавшем резкую критику булгаковских богословских построений.

Зал на Монпарнасе в этот вечер был набит битком. Владимир Лосский сообщал отцу: «…Самый “диспут” был организован с тем расчетом, чтобы не дать места “диспуту”. Говорило пять официальных ораторов. Меня вынудили говорить почему-то не в конце, а после двух первых докладов, Бердяева и Зеньковского. <…> Шел среди всеобщего злобного любопытства и нелестных эпитетов, сохраняя каменное спокойствие. <…> Я говорил с трудом, чувствуя враждебное нежелание понять со стороны всего зала. Кончив, вернее скомкав свое изложение <…>, я встал при гробовом молчании. Одна только какая-то старая дама стала громко и демонстративно аплодировать». Богословский диспут окончился скандалом. Профессор Б.П. Вышеславцев набросился на сторонника Лосского, Максима Ковалевского, и стал его избивать. «Максим встал очень бледный, по лицу текла кровь».
В.Н. Лосский. Париж. 1950-е гг.
Владимир Николаевич Лосский родился 26 мая (8 июня) 1903 года в центре немецкой университетской науки городе Геттингене, где в то время находился в научной командировке его отец, Николай Онуфриевич. Появление на свет будущего богослова чуть не окончилось трагедией: роды длились около 60 часов. Сердце измученной матери стало ослабевать, потому профессор Мюллер, чтобы спасти мать и ребенка, решился на крайнюю меру: он вытянул младенца за правую ножку, которая оказалась сломанной. Потому первые три недели своей жизни младенец провел со специальной повязкой в кроватке, «с поднятою ногою, к которой была привязана гиря на шнуре, перекинутом через блок».

Владимир рос задумчивым, немного угрюмым ребенком. С детства, чтобы поправить здоровье сына, родители его закаляли: например, спали даже «зимою в Петербурге с открытою верхнею частью окна», рано начали приучать к самостоятельности и дисциплине. После окончания классической гимназии в Петрограде Владимир поступил на историко-филологический факультет университета (который в свое время окончил его отец), но выбрал своей специализацией не философию, а историю Средневековья — медиевистику. Его наставниками были выдающиеся ученые — И.М. Гревс и Л.П. Карсавин. Петербургская «школа Гревса» — уникальное явление в европейской науке. Его ученики (Г.П. Федотов, О.А. Добиаш-Рождественская, Н.П. Анциферов и др.) одними из первых стали изучать «среднего человека», его мировоззрение, повседневную культуру. Гревс оказал значимое влияниеи на Лосского, «заразив» его медиевистикой. Но лекции Карсавина стали определяющими: именно он убедил студента Лосского обратиться к изучению наследия отцов Церкви и догматического значения филиокве (fi lioque), то есть к той проблематике, которую Лосский исследовал до конца своих дней.
Однако завершить учебу в Петрограде у Владимира не получилось. Его отец, изгнанный из университета и подвергшийся репрессиям, должен был по постановлению Петроградской ЧК в 1922 году покинуть пределы РСФСР. Вместе с ним в эмиграцию отправились три его сына. Владимир продолжил образование в Праге, где осела вся семья Лосских. Окончив курс на философском факультете Карлова университета, где Владимир занимался в семинаре великого византиниста академика Н.П. Кондакова, молодой Лосский решил перебраться в Париж. Его отец вспоминал: «Однако полного удовлетворения Прага ему не давала, ему хотелось закончить свое образование в Сорбонне, и в 1924 году он уехал в Париж». Там Владимир слушал лекции французских медиевистов Фердинанда Лота и Этьена Жильсона.

Через три года, оканчивая курс Сорбонны, Владимир собирался уже приступить к написанию диссертации о средневековых коммунах в Провансе, но понял, что его без остатка захватила христианская философия Средних веков. Он взялся за исследование о Мейстере Экхарте, монахе-доминиканце, одном из наиболее ярких представителей средневековой мистики. В его учении, тесно связанном со схоластической традицией университетской теологии XIII века, прослеживаются многие положения античных неоплатоников — Прокла, Плотина, а также некоторые идеи апофатического богословия Дионисия Ареопагита, которыми впоследствии так увлекся Лосский.

В Париже в середине 1920-х годов шла бурная интеллектуальная жизнь. Французская столица стала на тот момент фактически центром мировой религиозной мысли. Владимир Лосский посещал знаменитый «коллоквиум» в доме Н.А. Бердяева, жившего в Кламаре. На этих встречах-дискуссиях присутствовали ведущие христианские мыслители того времени Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, М.И. Лот-Бородина, Евграф Ковалевский, В.В. Зеньковский, философы Габриэль Марсель, Эммануэль Мунье, Морис де Гандийак, Жак Маритен и другие.
В 1925 году Лосский вступил в братство Святого патриарха Константинопольского Фотия, который в IX веке первым указал на ересь филиокве у латинян, и даже стал его председателем. Это братство создавалось с оглядкой на средневековые рыцарские ордена со своей системой присяги, иерархией: «Братство есть дисциплинированное общество православных христиан, объединенных для защиты Церкви и Торжества Вселенского Православия», — указывалось в пункте 1 устава братства. Как полагали его члены, это сообщество было призвано не разъединять христиан, а способствовать диалогу между ними, это был жест русских эмигрантов, демонстрирующих любовь к Западу, стремление открыть французскому христианину его древние забытые православные корни, показать, что православие — не просто историческая форма христианства на Востоке, но «непреложная истина». Отсюда интенсивное изучение западной литургической традиции, создание проекта Галликанской (Французской) Православной церкви, которому, к сожалению, так и не суждено было осуществиться.

Лосский также принимал активное участие в организации первого франкоязычного православного прихода, расположенного на улице Сент-Женевьев в Париже.

В 1928 году Владимир Николаевич обзавелся семьей. Его женой стала Магдалина Шапиро, с которой Лосский познакомился на семинарах Русского студенческого христианского движения (РСХД). Девушка была из культурной еврейской семьи, по материнской линии она приходилась двоюродной сестрой известному филологу академику В.М. Жирмунскому и дальней родственницей советскому писателю Юрию Тынянову. Молодоженов венчал в церкви Сергиевского подворья митрополит Евлогий (Георгиевский), он же перед этим крестил невесту. «Магдалина была живая, шустрая, убежденная, быстрая, прямая, правдивая», — вспоминал митрополит Антоний Сурожский, друживший с этой семьей. У супругов родилось четверо детей: Николай, Иван, Мария и Екатерина.
«Я пришел к Лосским домой перед тем, как идти в церковь. <…> И я вижу: стоят дети. Перед ними Владимир Николаевич и Магдалина. Владимир Николаевич им объясняет: “Мы с мамой сегодня хотим исповедоваться и причащаться, но мы не можем причащаться, если вы нам не простите то, чем мы вас обидели с прошлой исповеди <…>”. И я вижу: он и она подходят к каждому из детей, просят прощения и кланяются в землю, встают, и ребенок целует. Это была такая потрясающая вещь!»

Митрополит Сурожский Антоний (Блум). «Видные деятели русской эмиграции» (1999 г.)

В 1929 году в пражском научном сборнике Seminarium Kondakovianum, созданном в память одного из учителей Лосского — Н.П. Кондакова, вышла в свет первая самостоятельная научная публикация Лосского на богословскую тему — «Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита». С этого момента Владимир Николаевич сосредоточился на глубоких богословских исследованиях, обратился к духовному наследию величайшего византийского богослова и церковного деятеля, систематизатора исихазма Св. Григория Паламы. Эти исследования привели Владимира Лосского к так называемому паламитскому синтезу, понимаемому как новый принцип богословской интерпретации в изучении наследия отцов Церкви.
Рубежным в судьбе Лосского можно считать 1935 год, когда он вместе с другими членами братства Св. Фотия (фотиевцами) принял участие в дискуссии, начавшейся вокруг трудов протоиерея Сергия Булгакова. Мало кому известный бакалавр философии осмелился выступить с резкой критикой богословских воззрений такого авторитета в кругах эмиграции, как о. Сергий Булгаков. Лосский обоснованно указывал на опасность так называемой софиологии, начало которой положил Владимир Соловьев. Молодой богослов заявлял, что главная ошибка отца Сергия состоит в том, что он допускает в догмат о Трех Лицах Св. Троицы некое четвертое Лицо — Софию Премудрость Божию. Первоначально Булгаков осторожно трактовал Софию как идеальный образ мира, но потом начал утверждать, что София — это «неипостасная» природа Божества, некая «женственность в Боге», что сразу выдавало корни таких воззрений — гностические учения поздней Античности, ставшие впоследствии основой многих средневековых да и современных ересей.

После того самого памятного диспута, обернувшегося скандалом, Владимир Николаевич Лосский стал персона нон грата в русской православной общине Парижа. Его брат Борис вспоминал: «Одно время казалось даже вероятным, что следствием “благородного негодования” идеологических противников моего брата могла быть потеря его заработка, на который с трудом существовала его семья, где ожидалось рождение четвертого ребенка». Все эти события привели к тому, что семья Лосского практически прекратила общение с русскими соотечественниками. В 1939 году Владимир Николаевич стал гражданином Франции, что формально закрепило его решение порвать с русской эмиграцией и вой ти в парижские интеллектуальные круги. Он связал свою карьеру с Сорбонной и Этьеном Жильсоном, крупнейшим французским теологом-неотомистом. Парадоксально, что выдающийся православный богослов XX столетия Владимир Лосский писал основные труды по-французски и выпускал книги по просьбе своих инославных друзей — католиков и протестантов.
«Значение наследия В.Н. Лосского связано с широким кругом тем, которые он охватил в своих трудах: они касаются таких областей, как догматическое и мистическое богословие, патрология, экклезиология, религиозная философия, церковное искусство. <…> Склонность к созерцанию, к постижению Бога через молитву, отразилась на характере богословской мысли В.Н. Лосского, которому особенно близка была мистическая сторона богословского знания».

Митрополит Иларион (Алфеев). Из выступления на богословской конференции, посвященной

60-летию преставления В.Н. Лосского в Париже. 29 ноября 2018 г.

Вторая мировая война оставила трагический след и в судьбе Лосского. 13 июня 1940 года, перед захватом Парижа немцами, он покинул охваченный паникой город и отправился за стремительно отступавшей французской армией на юг страны. Об этом он оставил дневниковые записи, позже опубликованные под заголовком «Семь дней по дорогам Франции», в которых, размышляя о галльском духе и судьбе французской культуры, он представляет краткий очерк христианской философии истории. Осенью того же года Лосский вернулся в Париж и принял участие в Сопротивлении.

В 1944 году, несмотря на тяготы войны и опасности подпольной работы, он выпустил книгу «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». В декабре того же года при французской православной миссии Св. Иринея Лионского был организован Православный богословский институт Св. Дионисия, в котором Лосский начал преподавать догматическое богословие и церковную историю. Впоследствии в Сорбонне он прочитал курс лекций «Боговидение», ставший своеобразным введением в теорию «нового патристического синтеза».
В послевоенное лето 1947 года Владимир Николаевич стал постоянным участником ежегодной конференции англикано-православного содружества имени Св. Албания и преподобного Сергия Радонежского в Абингдоне (Англия). Его друзья подготовили английское издание «Очерка мистического богословия Восточной Церкви».

В середине 1950-х годов Лосский получил мировое признание. Он участвовал в крупнейших патрологических конференциях: Августиновском конгрессе 1954 года в Париже и Второй международной конференции по патристическим исследованиям 1955 года в Оксфорде, закрепивших его репутацию крупнейшего православного богослова.

Летом 1956 года, спустя 34 года после того, как он был вынужден вместе с отцом покинуть Россию, Лосский по приглашению Московской патриархии в составе группы представителей Западноевропейского экзархата Русской православной церкви посетил Москву, Киев, Ленинград и Владимир. Его сопровождали о. Василий Кривошеин и оксфордский профессор князь Димитрий Оболенский. Лосский-старший отметил в своих воспоминаниях: «Особенно сильное впечатление произвело на меня письмо Владимира [из СССР], которое он озаглавил “Встреча с русским народом”».

Смерть настигла Владимира Николаевича неожиданно. Он скончался от сердечного приступа в Париже 7 февраля 1958 года в день, когда отмечалась память Cв. Григория Богослова, отца Церкви и духовного поэта. Этьен Жильсон сказал кратко о своем друге: «Тайна Лосского» состояла в том, «чтобы быть среди нас самим воплощением христианского духа».

Лондонский мост


Эмигрировав из Советского Союза, Лосские успели пожить и поработать во многих европейских столицах. С Англией у В. Н. Лосского было связано участие в ежегодной конференции англиканско-православного Содружества Св. Албания и преподобного Сергия Радонежского