Копелев Лев Зиновьевич (Залманович) (1912–1997), наверное, знаком далеко не каждому россиянину. Относительно широкую известность он имеет среди военных историков, занимающихся Великой Отечественной войной: как и А.И. Солженицын, он был арестован в 1945 году за критику жестокого отношения к мирным жите-лям в Восточной Пруссии, проявленного красноармейцами, а ссылки на Копелева используются теми, кто всеми силами стремится развенчать подвиг советского солдата (сам Лев Зиновьевич был далек от этой цели). Перед нами не просто писатель и диссидент, но и известнейший (преимущественно в Германии) деятель культуры и мыслитель, чья автобиографическая трилогия «Хранить вечно», «И сотворил себе кумира», «Утоли моя печали» содержит в себе глубокий анализ сущности сталинской тоталитарной системы, готовой положить жизнь человека во имя служения великой цели. Его рассуждения перекликаются с идеями как представителей Франкфуртской школы (осмыслявших проблемы тоталитаризма и свободы), так и философа-феноменолога Э. Левинаса (кстати, также еврея, в молодости увлекавшегося левыми воззрениями и прошедшего через лагеря). Общей является проблема отчуждения человека социальной системой, когда гуманистический идеал предан забвению, а человек (со всеми его слабостями, чувствами, идеями) помещается в прокрустово ложе социальных категорий. Тем самым Копелев один из тех многочисленных мыслителей, которые выступали против поиска и следования «объективным социальным законам» (будь они социальные, расовые или национальные), призывая к тому, чтобы повернуться к самому человеку.
Л.З. Копелев родился в Киеве в семье агронома. Летние месяцы он проводил в среде немцев-колонистов, где и выучил немецкий язык. В 1926 г. вместе с родителями переехал в Харьков. Его детство и отрочество пришлось на 1920-е годы — период становления советской власти, когда левые идеи построения светлого социалистического будущего владели умами широкой интеллигенции, а вырождение социализма в тоталитаризм представлялось невозможным. Как и многие молодые люди того времени, Копелев был человеком увлекающимся. Он иск ренне верил в коммунистическую идею (даже став диссидентом, он имел репутацию левого) и необходимость отвергать самого себя во имя служения всеобщему благу. Карьеру Копелев начал с работы токарем, затем стал журналистом на заводе. Как и многие другие юноши, Копелев был идеалистом-коммунистом, участвовал в распространении оппозиционных материалов, ходил даже с листовками в поддержку троцкистов (большевиков-ленинцев). За это его арестовали, однако вскоре передали на поруки отцу.