Флоровский считает, что «непосредственное духовно-культурное сотрудничество с Византией и с греческой стихией было уже вторичным». Однако это не был отрыв от классического греко-византийского наследия. Своеобразным было его освоение. В Древней Руси появляется литература, свидетельствующая о том, что Русь никогда не жила замкнуто, а имела разветвленные связи с другими странами, в том числе в духовной области. Г.Флоровский отмечает, что на древнерусскую литературу наложили свой отпечаток византийская и греческая традиции. Русские священники и монахи были хорошо знакомы со святоотеческими сочинениями палестинских подвижников. Иными словами, Русь не была отторгнута от «классики». Широкие связи Руси с неславянским миром закладывали одну из прочных традиций русской, а впоследствии российской культуры — открытость другим культурам, их творческую переработку, движение вперед в познании мира с опорой не только на собственные знания и представления, но и на достижения далеких и близких соседей. Причем Русь не копировала иностранную культуру, а прилагала усилия по ее глубокому усвоению и творческому преобразованию в культуру, отвечающую потребностям собственного, самобытного духовно-культурного развития.
Примером может служить сочинение митрополита Киевского Илариона «Слово о законе, Моисеем данном, и о благодати и истине…», или «Слово о законе и благодати». Первый русский митрополит сравнивает иудаизм (Закон, данный Богом пророку Моисею на горе Синай) и христианство (Благодать, ниспосланная всем народам, а не одному иудейскому), доказывая преимущества Благодати перед Законом. Однако он поясняет, что не будет пересказывать то, что написано в других произведениях: «Напоминать в настоящем писании и пророческую проповедь о Христе, и апостольское учение о будущем веке излишне было бы и похоже на тщеславие. Ведь излагать здесь то, что в иных книгах написано и вам ведомо, стало бы признаком дерзости и славолюбия. Ибо не несведущим пишем, но с преизбытком насытившимся книжной сладости…» Это обращение к церковной элите, к тем, кто обязан читать книги Священного Писания и доносить их содержание до новообращенных христиан.