Режиссер пригласил его в съемочный коллектив на подготовительный этап работы над эскизами костюмов. Иван Яковлевич приступил к столь интересному предложению, сделал первые наброски. Но грянула война, группа Эйзенштейна эвакуировалась в Алма-Ату, ставшую тогда киноцентром страны, где снимались фильмы в основном военной тематики. Билибин остался блокадником, и вскоре его не стало. Эйзенштейн остановил свое внимание на другом интересном художнике, со всей ответственностью принявшемся за работу. Но лихолетье войны остановило и его сердце. И художником-постановщиком режиссер берет Иосифа Шпинеля, снявшего с ним историческую киноэпопею «Александр Невский», а художником по костюмам – Лидию Наумову с просьбой задумывать образы одежды героев. После такой установки «костюм – образ» осуществленные ею вместе с помощницами костюмы – и в таких спартанских условиях тыла! – поражают. Как и вся грандиозная киноэпопея о русском царе, не оставляющая нас равнодушными по сей день.
С Эйзенштейном не могли работать люди бесталанные – это было его строгое правило. И то, что он обратился к Билибину, было вполне закономерно и логично при такой режиссерской требовательности к членам группы, начиная от простого осветителя и кончая главным оператором.
Но с Иваном Яковлевичем «Иван» был бы иным. По-своему билибинским!
Леонид Козлов